Лётная школа «АВИАТОР»
База знаний школы «АВИАТОР»

Гражданская авиация. ТОП-9 фактов о первых полётах и самолётах.

Пассажирские самолёты: кто, куда и когда летал 100 лет назад.

Первые аэровокзалы.

Когда родилась профессия стюардессы.


Вам трудно в это поверить, но каких-то 130 лет тому назад в небе не существовало самолетов. Никто не задирал голову, услышав знакомый гул. Не подсматривал в мобильное приложение, пытаясь угадать, какой рейс какой авиакомпании заходит на посадку над вашей головой. Не узнавал борт по форме хвоста и числу двигателей. Авиации еще не существовало.


Отдельные мечтатели, сумасшедшие и смелые, пытались поднять в небо свои планёры причудливой формы. Но они взлетали не всегда. А если и взлетали, то точно без пассажиров и расписаний.


А потом все ка-а-ак понеслось… Точнее, полетело. Военные самолеты, морская авиация, гражданские и грузовые перелеты. Воздушные корабли преодолевали все более дальние расстояния, поднимали все более тяжелые грузы. И чем масштабнее развита авиация сегодня, тем интереснее вспомнить о тех, кто были первыми в своем деле. Мы собрали для вас 9 интересных фактов о первых гражданских перелетах в мире и в России.


Факт 1. Первый пассажирский самолёт

Первый самолёт для катания пассажиров был спроектирован французским пилотом-конструктором Луи Блерио. Модель называлась «Блерио XXIV Limousine». С 1911 г. он осуществлял полеты с желающими на борту. А его конструктор, месье Блерио, знаменит еще тем, что поставил несколько личных рекордов. Например, первым благополучно перелетел через Ла-Манш.


Блерио XXIV Limousine

Факт 2. Первый пассажирский самолёт в России

Началом русской гражданской авиации можно считать март 1913 года. Именно тогда поднялся в воздух четырехмоторный «Гранд» авиаконструктора Игоря Сикорского. Он строился как комфортабельный пассажирский лайнер. Судите сами: в «Гранд» для публики были заранее предусмотрены салон с креслами, столик и даже туалет!


Правда, когда о предстоящем полёте странной машины со стеклянной будкой сообщили в газетах, многие граждане решили, что это розыгрыш. И лишь когда Сикорский сделал несколько кругов над Петербургом, горожане поверили в реальность пассажирских полетов.


Самым дальним экспериментальным достижением «Гранда» стал перелет Петербург-Киев-Петербург с одной промежуточной посадкой.


«Гранд» Сикорского

Факт 3. Первый коммерческий международный рейс

25 августа 1919 года (всего лишь 102 года назад!) совершил перелет из Лондона в Париж небольшой двухместный самолет с пассажиром на борту. Это считается первым в мире коммерческим авиарейсом.


Кто же был этим отважным человеком? Британский журналист газеты Evening Standard по имени Джордж Стивенсон-Рис. Компания, которая организовала перелет, в последствии стала всемирно известной British Airways. Само путешествие составило 347 км и заняло 2,5 часа. Для сравнения, в наши дни такой рейс длится не более 40 минут.


А вот цена билета была, конечно, впечатляющей. По современным подсчетам рискованная затея обошлась единственному пассажиру примерно в 1800 евро. Сегодня заурядный перелет из одной столицы в другую заметно подешевел. Если будете в Лондоне и захотите одним глазком посмотреть, как там дела у Эйфелевой башни и острова Ситэ, можно слетать в Париж за 30-50 евро. Причем, намного комфортнее. Ура прогрессу!


Конечно, в 1919-м Джорджу Стивенсон-Рису не пришлось проходить таможенный досмотр. Любопытно, что он прихватил с собой в поездку: несколько газет, письма, парочку банок сгущенных сливок для парижского ресторана и рябчики для повара британского посла. Вот такой багаж.


Первый международный пассажирский перелёт

Факт 4. Первый советский пассажирский аэроплан

Самым популярным в разных странах, а, заодно, и первым пассажирским лайнером в советской истории стал Junkers F.13. Он был рассчитан на 2-х пилотов и 2-х пассажиров. Летал немецкий самолет по всему миру. И именно на нем с 1923 года в Советском Союзе стали совершать регулярные пассажирские перелеты.


Junkers F.13

Факт 5. Первая русская авиакомпания

Постоянные рейсы по маршруту Москва ― Нижний Новгород на Junkers организовала первая авиакомпания, бабушка нашего Аэрофлота. Она называлась Российское общество Добровольного воздушного флота ― «Добролёт». Очень скоро у нее появились коллеги: Закавказское общество воздушных сообщений «Закавиа» и украинское «Укрвоздухпуть».


Факт 6. Первый аэропорт

Самым старым аэропортом в мире является «Гамбург», лётное поле в 8-ми км от центра города. Впервые он открылся аж в 1911 году! И целых 110 лет ежедневно принимает и отправляет коммерческие рейсы с пассажирами и грузами. За один год через старейший аэровокзал мира проходит (или точнее, пролетает) примерно 13 миллионов пассажиров. Интересно, сколько же всего самолетов взлетали в воздух за всю историю его существования?


В России первый аэродром построили в Москве на Ходынском поле. Теоретически он даже на год старше своего немецкого коллеги. Правда, сначала занимался, в основном, не пассажирскими рейсами, а опытными полётами.


Строили Ходынское поле в складчину, на пожертвования всех неравнодушных граждан. Участвовал в проекте и Николай Жуковский. С начала 20-х годов здесь запустили регулярные рейсы, а в 1931 построили первое здание вокзала. Между прочим, на то время самое большое в мире!


Факт 7. Первые бортпроводники

Конечно, на первых авиарейсах и речи не было о заботливых стюардессах и внимательном сервисе. Но когда число воздушных пассажиров стало расти, в компании пилотов и механиков появилось новое лицо ― бортпроводник.


Сначала стюардами работали исключительно мужчины. Удивительно, как быстро это стало женской профессией.


Первого в мире бортпроводника звали Хайнрих Кубинс. С 1912 год он обслуживал пассажиров дирижабля. Более двадцати лет этот человек проработал на различных моделях дирижаблей. Однажды на борту случился пожар, и Кубинс помог спастись многим пассажирам. Все окончилось благополучно.


В 1928 году Германия первой начала включать бортпроводников в состав лётного экипажа. А американцы решили заменить сдержанных парней привлекательными девушками. Первой стюардессой в истории пассажирских перелётов стала Эллен Черч из Сан-Франциско (компания United Airlines).


Эллен Черч

Факт 8.Первая русская стюардесса

На советских авиалиниях стюардесса впервые появилась в 1939 году. Ее звали Эльза Городецкая. Целых два месяца эта девушка был единственной бортпроводницей Советского Союза. Руководители компании даже не знали, как оформить ее на работу. Ведь никакой стюардессы среди советский профессий просто не существовало! Так и числилась гражданка Городецкая по одной версии буфетчицей, а по другой, кладовщицей.


Факт 9. Первый дьюти-фри

Магазин беспошлинной торговли впервые открылся в 1947 году, в аэропорту Шеннон, в Ирландии. Идея была именно такой, какой мы знаем ее и сегодня. Продавать товары дешевле, без налога и акцизов, чтобы люди, ожидающие своего рейса, совершали покупки, привлеченные очевидной выгодой.


Сегодня магазины дьюти-фри есть в любом аэропорту. А самые известные точки в крупнейших аеропортах по роскоши и размаху не уступают знаменитым бутикам на 5й Авеню.

История авиации